Почти каждый народ в истории человечества в какой-то степени стремился к почитанию чего-то божественного, мистического, сверхъестественного и невероятного. В результате духовного поиска появлялись святые места – там, где физический мир соприкасался с духовным. Это могли быть внушающие трепет объекты, места, связанные с богом, святым или каким-нибудь героем, места, где происходили чудеса, или строения, освященные для поклонения или исполнения ритуалов.
Святые места и сегодня не теряют своей духовной значимости для миллионов верующих, поэтому паломническая практика не прекращается. Тем не менее, не обязательно быть глубоко верующим, чтобы признать, что святые места с их величественной архитектурой и сакральным искусством являются наиболее прекрасными и интересными достопримечательностями, которые вы непременно захотите посетить. На этой странице не будет величественного Рима, дивной Флоренции, открытой всем ветрам Венеции, всемирно известной Вероны. О них есть отдельные страницы. Но ниже - те города, которые нельзя пропустить, говоря о Вере.
Ассизи
Этот небольшой городок в Умбрии в Центральной части Италии расположен на высоте 400 метров над уровнем моря. Он известен как родина Святого Франциска Ассизского – покровителя Италии, основателя ордена францисканцев и одного из наиболее выдающихся католических святых в истории.
Город Ассизи со своими романскими руинами, извилистыми средневековыми улочками и святынями считается среди католиков самым популярным паломническим городом в Италии. Население города составляет всего 3 тысяч человек, но каждый год сюда приезжает 4-5 миллионов туристов. Конечно же, это по этой причине город стал несколько более "туристическим", чем паломническим, но это не испортит ваше впечатление о нем.
В нескольких местах городская стена Ассизи осталась нетронутой. Паломники любят это место и часто его посещают.
Самая яркая достопримечательность в Ассизи – это
базилика Святого Франциска XIII века, где находятся мощи святого и прекрасные фрески Джотто, на которых изображены сюжеты из жизни святого. Это грандиозное сооружение, крашенное великолепным декором, являет собой
скорее памятник человеку, который был в бедности, воздержании и отречении от мира, проповедовал и искал большой духовности. Базилика стала местом паломничества не только для последователей Святого Франциска Ассизского, но и для ценителей искусства.
Так же в Ассизи есть еще несколько замечательных церквей с длинной историей, заслуживающих вашего внимания. Они, так или иначе, были связаны с жизнью Франциска Ассизского и его верной последовательницей Кларой Счиффи.
Базилика Санта-Кьяра стала последним пристанищем Святой Клары, которая также была лучшим другом Святого Франциска. Святая Клара приняла монашеский сан, идя против воли родителей. Она известна в истории как основательница ордена клариссинок. Также здесь находится знаменитое распятие, проговорившее к Франциску в Сан-Дамиано.
Кафедральный собор (Duomo di San Rufino) в Ассизи назван в честь Сан Руфино, епископа, который первый принес христианство в город в III веке. Построен собор в XII веке по откровению, которое получил местный епископ. Святой Франциск и Святая Клара приняли крещение в
этом храме. Хотя собор не так популярен, как Базилика Святого Франциска, но он тоже заслуживает того, чтобы его увидеть. Так просто собор не обойдешь, ведь он расположен в центре города, на одноименной площади Piazza San Rufino. Существуют предположения, что в римскую эпоху на этом месте был храм.
Эрмитаж Карчери представляет собой уединенное ущелье на лесистых склонах горы Субазио. Здесь, за стенами Ассизи, Святой Франциск и его последователи начинали свой монашеский путь. Сейчас туристы могут посетить церковь и монастырь рядом с пещерами.
Сан-Дамиано в 1205 году к юному Франциску с распятия проговорил образ Христа. Это был призыв отстроить храм и начать служение. Сначала Святой Франциск воспринял это повеление буквально и принялся отстраивать храм своими руками, но потом он осознал, что это был призыв к проповеди. Именно здесь он написал знаменитый гимн "Песнь о Солнце", хвалебная песнь о творениях. Рядом с церковью расположен женский монастырь, где Святая Клара прожила последние годы своей жизни. Для паломников Сан-Дамиано является важным местом остановки на пути к святому городу францисканцев.
Величественная базилика
Санта-Мария дели Анджели тоже имеет большое значение для францисканцев. Внутри храма находятся две небольшие часовни: Porziuncolа, отреставрированная Святым Франциском, и Capella del Transito, скромная келья, где он перешел в вечность. В 1216 году, молясь в часовне Porziuncolа, Святому Франциску было видение Христа и Девы Марии с ангелами. Они спросили у святого, чего бы он хотел для спасения душ, и Франциск ответил: "Я хочу, чтобы все, кто покаялись и исповедовались в этой церкви, могли получить полное прощение и очищение их грехов".
Церковь
Санта-Мария-сопра-Минерва была сооружена первыми христианами на фундаменте храма Минервы. Она сохранила свой классический фасад и шесть великолепных коринфских колонн, которым уже больше 2000 лет. Боковые стены тоже остались от прежнего храма, но внутренние убранство церкви полностью соответствует стилю барокко.
Лукка
Этот небольшой красивый городок с населением 84 тысяч человек в Тускании. Расположен неподалеку от
Флоренции и Пизы. Это очень удобно и дает возможность совершить однодневную поездку в исторический город. Древняя стена до сих пор окружает Старый Город, который превращен в парк, идеально подходящий для прогулок и езды на велосипеде. В парке находятся лучшие образцы пизанского романизма.
Кафедральный собор Сан-Мартино – это прекрасное мраморное сооружение, которое славится романским фасадом, украшенным изумительными скульптурами, а также замечательными произведениями эпохи Возрождения и глубоко почитаемым распятием, известным как Вольто Санто, или Святой лик Лукки. В 1070 году церковь освятил Папа Александр II, бывший епископ Лукки. Толчком к тому, чтобы перестроить маленькую церковь в собор, послужило прибытие Вольто Санто. Считается, что это деревянное распятие было изготовлено Никодимом, библейским персонажем, который помог Иосифу из Аримафеи снять тело Иисуса со креста (Иоанна 19).
Средневековая базилика Сан-Фредиано отличается своей изумительной фасадной мозаикой и высокой колокольней. Внутри церкви
находится монументальная купель романского стиля, циклы фресок эпохи Возрождения и мощи Святого Фридиана. Святой Фридиан был ирландским миссионером и епископом. Первоначально он освятил церковь под именем Святого Винсента, но после его смерти базилику переименовали.
Церковь Сан-Микеле в Форо расположена на месте древне-романского форума, этот прекрасный храм романского периода имеет самый великолепный фасад в Италии: четыре ряда колон из белого мрамора, украшенные мифическими животными.Фасад храма украшают величественная статуя Архангела Михаила и два ангела по боках. Легенда гласит, что на пальце ангела находится огромный бриллиант, однако, и снизу этого не разглядеть, и на фото не увидеть.Внизу, на углу фасада церкви стоит статуя Мадонны, создателем которой был скульптор Матео Чивиали.Он изготовил статую в честь избавления города от чумы, посетившей Форо в 1476 году.
Церковь Сан-Джованни-е-Репарата считалась сооружением XII-XVI веков, но в результате проведенных раскопок был обнаружен фундамент раннехристианской церкви IV столетия с древними мозаиками.
Равенна
Большинство туристов, которые приезжают в Равенну, стремятся увидеть восхитительные византийские мозаики, и это правда – они являются лучшими мозаиками христианского мира. При правлении императора Августа Равенна была процветающим портом древних веков - I века до нашей эры. Город очень рано стал христианским – во II веке нашей эры. После распада Римской империи, он был столицей Западной империи в 420 году, а в 540 году стал частью Византийской империи.
В Равенне сосредоточены раннехристианские мозаики периода Римского и Византийского правления. Сегодня Равенна – очень красивый город. На первый взгляд, он кажется обычным итальянским городом со старыми улицами, модными магазинами и тихими площадями, но Византийские купола храмов до сих пор свидетельствуют о его связи с восточным наследием.
Арианский баптистерии построили в конце V века нашей эры, во время правления арианов-вестготов. Мозаика в центре купола изображает крещение Иисуса Христа с персонификацией реки Иордан.
Мавзолей Галлы Плацидии привлекает внимание туристов, благодаря удивительной мозаике 430 года, украшающей строение. На самом деле,
Галла Плацидия, одна из самых влиятельных женщин в истории Западной Европы, возможно никогда и не была здесь погребена. Существует мнение, что изначально мавзолей был построен как часовня, связанная коридором с притвором церкви Санта-Кроче, которую построила Галла Плацидия. В связи с этим, часовню стали называть ее именем. Наверное, самое завораживающее зрелище мавзолея – это мозаика, изображающая Христа как Доброго Пастыря. Она находиться над северным входом в мавзолей. Такой образ Христа был широко популярен среди первых христиан и его можно часто встретить в катакомбах начала нашей эры. Но также здесь можно заметить некоторые отличия: Христос изображен не как обычный крестьянин, а с большим золотым нимбом в царской пурпурной мантии, накинутой на золотую тунику, и огромным крестом в руке.
Неонианский баптистерий будет интересен православным верующим, так как он принадлежит православному собору Равенны. Он был построен в V веке, но не сохранил своего первоначального вида. Его построили на месте бывшей римской бани под началом епископа Юрзуса около 400 года нашей эры. Окончил работу над баптистерием епископ Неон во второй половине V ст. Под куполом была выложена мозаика, поэтому строение носит его имя.
Базилика Иоанна Богослова (Сан-Джованни-Эванджелиста) хотя и подверглась значительной реконструкции, но все же является самым древним сооружением в Равенне (426-30 гг.). Строительство началось по поручению императрицы Галлы Плацидии. По пути в Равенну во время сильного шторма на море она дала Богу обет. Главной достопримечательностью базилики является архитектура V в. и мозаика распятия XIII ст. Значительная часть мозаики на полу церкви, сохранилась. Сейчас ее элементы оформлены в рамки и повешены на стены. На них можно увидеть ряд интересных изображений, включая мифических животных, средневековые сюжеты, и, что самое важное, сцены Четвертого Крестового Похода 1240 года.
Базилика Святого Аполлинария в Классе находится в нескольких милях от самого пригорода. Она датируется VI веком и содержит прекрасную византийскую мозаику. Святой Аполлинарий считается покровителем Равенны. Трудно определить годы его жизни, но большинство предполагают, что он жил во II веке. Он прибыл в порт Классе по откровению, чтобы обращать в христианство местных жителей, которые в основном состояли из торговцев и моряков. Мозаика в апсиде датируется VI веком, на панно изображены два
сюжета, связанных друг с другом. Сверху находится символическое изображение Преображения Христа. Спаситель предстает нашему взору в виде золотого креста на голубом звездном фоне, а три апостола Петр, Иаков и Иоанн изображены в виде агнцев. На фоне золотистых облаков можно видеть фигуры Моисея и Илии.
Базилика Сан-Витале, построенная в 548 году на месте мученичества Святого Виталия, является восьмиугольным зданием, она содержит некоторые из самых знаменитых мозаик Запада. Большой купол декорирован непримечательными фресками, но остальная часть интерьера полностью оформлена в Византийском стиле и создает подлинную атмосферу античности.
Равенне есть еще одна церковь, названная в честь первого епископа города –
Сант-Аполлинаре-Нуово. Это базилика VI ст., она известна благодаря двум рядам панно древней мозаики, повествующие библейские сюжеты.
© КИВ, 2011 г.